Между нами, девочками

Оглавление
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Лучшие скрипты ищите на
Все скрипты | cgi.ru
Perl, PHP, ASP, Java, JavaScript, DHTML, AppleScript, C/C++


Кризисы


Часто, говоря о каком-либо человеке, мы произносим: "Да у него кризис среднего возраста!" Этой фразой мы объясняем особенности или странности его поведения. В развитии ребёнка тоже существуют кризисы. Это вовсе не означает что-то плохое. В данном случае кризис - это качественный скачок в развитии ребёнка. То есть период, когда происходят резкие изменения. Многие слышали о подростковом кризисе, но существуют ещё кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет.

О каждом из них можно прочитать в любом учебнике по возрастной психологии. Там можно найти описание кризиса, причины, проявления и способы взаимодействия с ребёнком в данный период. Я же расскажу об этом вкратце, если кому-то в данный момент учебник недоступен.

Кризис 1 года

Этот кризис связывают с умением ребёнка ходить. Он начинает изучать мир с другой стороны - не ползая, и не у мамы на руках, а главное сам. Малыш понимает, что его физические возможности увеличились и пытается расширить границы своего существования. Поэтому в данный период следует обезопасить дом по-максимуму - убрать из зоны доступности опасные предметы, не оставлять на краю стола или тумбочки вещи, могущие причинить вред малышу. И одно из важных правил - установка запретов. Запреты должны быть ребёнку объяснены и категоричны. Нельзя трогать плиту, вентилятор, фен и т. д. И никаких "если" (можно трогать, если выключен, а включенный нельзя). Естественно, малыш будет протестовать. Но здесь надо быть настойчивым и непреклонным - это обеспечение безопасности малыша.

Проявление этого кризиса как раз и заключается в повышенной эмоциональности ребёнка. Он становится более подвижным, настойчивым, упрямым, обидчивым. Чтобы смягчать негативные проявления, отвлекайте внимание малыша. Захотел он потрогать кнопочки на плите, можно сказать: "Плиту трогать нельзя, она горячая. Опасно! Пойдём играть (стирать, убираться, гулять...)

Тяжелее кризис проходит у тех малышей, которые раньше были "заперты" только в детской. Если ребёнок постепенно уже ознакомился с домом и бытом, ему будет легче. Привлекайте малыша к своим занятиям. Годовичку вполне по силам вытереть тряпочкой шкаф, стул, отнести свою вещь в определённое место, достать овощи, чтобы приготовить обед и пр. Пусть с малышом Вы всё будете делать медленнее, отвлекаться, чтобы его помыть, переодеть, посадить на горшок и т. д., зато его эмоциональное здоровье будет в норме, что гораздо важнее. А потом будет легче приучить ребёнка к труду.

Кризис 3 лет

Один из самых "тяжёлых" кризисов. Тяжёлых для родителей. Родители, особенно те, у кого первый ребёнок, уже привыкли к новому ритму жизни, к новым обязанностям. Жизнь движется по накатанной коллее. Уже не приходится вставать к ребёнку по ночам: он уже не ест ночью и писать терпит до утра (чаще вего). Как вдруг... Ребёнка будто подменили. Папа с мамой недоумевают: кто его избаловал? А на самом деле это естественное (почти) для ребёнка в данном возрасте поведение. Начаться кризисный возраст может и в 2,5 года, а продолжаться до 4 лет. всё индивидуально.

Дело в том, что как раз в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя как личность, а не просто продолжение мамы. Малыш хочет быть самостоятельным, сам принимать решения. Этот возраст и кризис психологи так и называют "Я сам".

Проявления этого кризиса: упрямство, негативизм, необоснованные капризы, обидчивость. Причём негативизм и обесценивание может проявляться лишь к одному члену семьи, как правило к тому, кто прводит с малышом больше времени. Карапуз может отвергать все предложения этого человека и обесценивать его просьбы и слова, просто из-за сопротивления, из-за желания сделать по-своему. Не волнуйтесь, этот период пройдёт и Вы снова станете для малыша самым главным человеком. Только не ведите себя по-детски, не говорите, что Вы его не любите, раз он так себя ведёт (хотя от малыша Вы это можете услышать и не раз). Ребёнок должен быть уверен, что его любят всегда. А вот, что Вы не любите, так это как он поступает или говорит.

Что же делать? Давать малышу поступать по-своему. В идеале к этому возрасту нужно готовиться заранее, и постепенно давать ребёнку чувствовать себя самостоятельным. Но и сейчас не поздно. Этот метод или приём можно назвать "контролируемая свобода". То есть Вы предоставляете малышу выбор, но так, чтобы он был в безопасности и здоров. Приведу примеры. Когда одеваетесь, спросите, какие он хочет одеть колготки - синие или зелёные. И, если Вы не хотите, чтобы малыш выбрал "не ту" вещь, не предлагайте её (коричневые колготки). Ребёнок "малоежка"? Спросите какой суп он хочет - рисовый или овощной. Идёте гулять, поинтересуйтесь, куда вы пойдёте - в парк или на детскую площадку.

То есть, Вы предлагаете варианты, но те, которые в данный момент осуществимы. И не стоит ставить такие вопросы: "Ты будешь спать (есть, мыть руки и пр.) или нет?" Лучше спросить: "Ты будешь спать в пижаме или майке? или Ты будешь кушать с белым хлебом или ржаным?"

Но будьте готовы к тому, что кроха захочет всё одновременно. И здесь Вам понадобятся вся Ваша мудрость и терпение, чтобы помочь малышу принять решение. В затруднительных ситуациях он будет плакать. Будьте готовы помочь ребёнку, поддержать его.

Ещё одно важное проявление этого кризиса - стремление к саостоятельности. Ребёнок стремится всё делать сам. Так дайте ему эту возможность. Это лучшее время для приобретения навыков самообслуживания. Пусть малыш сам одевается и раздевается, помогает убрать со стола, застилать постель.

Естественно, всё у него получается медленно и неловко. Проявите терпение. Ведь для него все эти действия совершаются впервые, а ручки ещё маленькие и непослушные. Представьте себя на его месте. Если Вы возьмётесь сейчас учиться играть на скрипке или впервые сядете за руль автомобиля, Вы не превзойдёте ни Ванессу Мэй, ни Михаэля Шумахера и за год (если только не будете тренироваться круглосуточно). А ведь у взрослых и руки большие, и опыта побольше.

Как помочь малышу побыстрее научиться одеваться и раздеваться? Каждый раз, когда вы собираетесь куда-нибудь, пусть ребёнок одевается сам, а Вы ему ненавязчиво помогайте. Если торопитесь, так и скажите крохе: "Мы торопимся. Давай я тебя одену сама - у меня получится быстрее, потому что я делала это чаще. А раздеться, когда мы прийдём, ты сможешь сам."

Ещё предоставьте малышу возможность играть с одеждой: пусть одевается и раздевается, когда у него есть свободное время. Положите часть вещей так, чтобы они были доступны ребёнку (выберете те, которые легче одеть) - и пусть наряжается. Не случайно в детсадовских группах есть тематический уголок "ряжения", где лежат вещи, в которые одеваются детки во время игр.

У меня не хватало места в шкафах, и когда родилась дочь, часть вещей лежала на стуле. Вы не поверите, но в 1 год она уже умела одевать и снимать носки, шорты (иногда каждую ногу в каждую штанину), юбки. про панамки и шапки с шарфами я вообще не говорю.

В возрасте 3-х лет ребёнок опять проводит ревизию - что можно и что нельзя. Не удивляйтесь, если малыш нарушает то, что было под строгим запретом: трогает плиту, лазает к окнам и т. д. Он проверяет: он вырос, может теперь можно что-то ещё. Просто ещё раз объясните крохе, что нельзя и почему. можете озвучить возраст, когда запрет будет снят. Просто "когда вырастешь" - это абстрактное понятие, да и цифры ему ещё не понятны. Хотя я говорила сыновьям: "До трёх лет одному на горку нельзя. До восьми лет одному гулять нельзя." Можно сравнить с возрастом знакомых и близких время, когда можно будет что-то делать. Например, будешь как брат, можно будет пользоваться телефоном.

И вообще, в том, что касается безопасности не бойтесь быть непреклонными. Это та область, где компромиссы могут привести к беде.

Любите своего ребёнка, прислушивайтесь к нему, и любой кризис вы переживёте с максимумом пользы для всех.

Кризис 7 лет

Кризис семи лет связан со сменой ведущей деятельности - от игры к учёбе, и со сменой статуса. Теперь Ваш малыш школьник. А это, как мы понимаем, почти новый режим, новый коллектив, новые занятия, новые требования, и, естественно, новая ответственность.

Представьте, что Вас повысили в должности и через неделю - две просят улучшить производительность и предоставить отчёты. Страшно? Вот то-то. Ребёнку почти также. Ему и интересно - ведь он "взрослый", ходит в школу. И в то же время на него "давит" ответственность, требования учителей, а ещё больше родителей.

Поведение ребёнка может измениться. Он может стать более замкнутым или, наоборот, излишне активным и разговорчивым. Он может не слушаться родителей, упрямиться.

Что делать? Не зацикливайтесь с ребёнком только на учёбе. Объясните ему важность обучения и преимущества успешного обучения. Следите за качеством выполнения домашнего задания, но не требуйте делать её лучше, чем он может. Ну и, естественно, постарайтесь обеспечить ребёнку полноценный отдых: прогулки, поездки за город, театры, зоопарк, цирк... Что возможно по времени и по финансам. Только не впадайте в другую крайность: не "перекормите" ребёнка культурной программой. Вам нужно отвлечь малыша, а не перегрузить его психику.

А самое главное верьте в ребёнка! Вашими повседневными словами должны стать: "Ты молодец! У тебя всё получится! Ты хорошо стараешься! Ты умница! Я горжусь тобой! Я люблю тебя!"

Каталог Ресурсов Интернет Яндекс.Метрика
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наши партнёры
    Календарь
    Друзья сайта

    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Яндекс.Метрика Проверка тиц Яндекс цитирования